
Какие новшества принес в сферу закупок 2018 год
- On 16.01.2019
- 0 Comments
- 223-ФЗ, 44-ФЗ, СМП, Электронные закупки
Содержание
Сфера госзакупок претерпела существенные изменения. Некоторые новшества внедряются только сейчас, другие же заработали в конце 2018 года. Однако не все пока реализуется так, как было задумано. Подведем итоги и расскажем о том, с какими трудностями уже пришлось столкнуться, и чего еще стоит ожидать.
Перевод закупок в электронную форму
Изменения в закон 44-ФЗ о переходе всех закупок на ЭТП были приняты еще в 2017 году. Однако реализация этого процесса была запланирована на 2018 год. Одновременно с этим изменился закон 223-ФЗ в части закупок у МСП — они также перешли в электронную форму.
Новый порядок должен был заработать с июля 2018 года, но был отложен до октября. Ведь прежде Правительству предстояло разработать критерии для площадок, которые будут проводить торги по 44-ФЗ, отобрать и проверить кандидатов. Впрочем, в итоге состав операторов изменился не слишком сильно: к шести федеральным ЭТП были добавлены еще две. Помимо этого, одна площадка (АСТ ГОЗ) получила право проводить в электронной форме торги в рамках гособоронзаказа.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Итак, с 1 октября 2018 года заказчики имели возможность попробовать электронные закупки. А с начала текущего года на отобранных ЭТП в обязательном порядке проводятся:
- конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений по закону 44-ФЗ;
- те же процедуры по закону 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Введение спецсчетов
Вместе с отбором и аудитом площадок, Правительство готовило механизм внедрения специальных счетов для поставщиков в сфере госзаказа. Были установлены требования к банкам, уполномоченным обслуживать такие счета, после чего был проведен их отбор. Затем каждый банк заключил с каждой ЭТП соглашение о сотрудничестве, а также установил условия обслуживания спецсчетов (в том числе размер взимаемой платы и начисляемых на остаток процентов).
Сейчас механизм обеспечения заявки путем заморозки средств на спецсчетах работает. На конец декабря 2018 года в уполномоченных банках было открыто более 166 000 спецсчетов.
ЕАТ «Березка»
Еще одно новшество прошлого года — попытка перевода малых закупок на специально созданный агрегатор торговли «Березка». Разработать его было поручено «дочке» Ростеха, компании «РТ — проектные технологии». Подразумевалось, что площадка будет использоваться заказчиками для проведения закупок стоимостью до 100 000 рублей (до 400 тысяч рублей). По задумке заказчики должны были получить возможность использовать ЕАТ «Березка» с 1 июля 2018 года. А с 1 ноября планировалось принудительно перевести на него малые закупки федеральных органов власти.
Однако механизм функционирования агрегатора вызвал критику и со стороны участников закупок, и со стороны контролирующих органов. Регламент предполагал взимание платы с победителя, тогда как аналогичные порталы региональных органов власти, которые уже функционируют, подобной платы не берут. По подсчетам экспертов ОНФ, закупки на «Березке» в среднем обходятся на 30% дороже рыночной цены товаров.
Таким образом, регламент ЕАТ в том виде, в котором он существовала на момент запуска, не способствовал защите интересов ни заказчиков, ни поставщиков. По факту, вместо инструмента для упрощения малых закупок и увеличения конкуренции была создана платформа-монополист. В итоге полноценный запуск «Березки» перенесли на начало весны. А с ноября 2018 года федеральные органы власти должны закупать через него только канцелярские принадлежности.
Отдельные представители Минфина говорят о том, что регламент ЕАТ будет пересмотрен. Однако официальная позиция ведомства такова: пилотный проект сейчас нарабатывает первый опыт, и делать какие-то выводы пока рано.
Проблемы и сложности
Текущий год ознаменуется тем, что все заказчики будут проводить электронные закупки. И в связи с этим эксперты ожидают роста числа ошибок, отмененных и перенесенных процедур, а также количества жалоб. Возможные проблемы связывают со следующими обстоятельствами:
- Не все заказчики качественно подготовили свои кадры к изменениям, которые уже наступили. Поменялась не только форма торгов — произошло много изменений в самих процедурах (сроки, состав заявок и т.д). Несмотря на предоставленный тестовый период до конца 2018 года, заказчики не спешили внедрять закупки на ЭТП. Причины преимущественно в опасении совершить ошибки в ходе новых процедур.
- Поставщики также должны были пересмотреть порядок участия в закупках — зарегистрироваться в ЕИС, открыть спецсчет, подавать заявки по новым правилам и т. д. Но это сделали еще далеко не все. В итоге заказчикам приходится отклонять заявки из-за несоответствия требованиям (например, поставщики указывают в них свои наименования, цены и так далее).
- Многие поставщики в регионах, особенно из числа субъектов малого бизнеса, и вовсе не в курсе перевода закупок на ЭТП и связанных с этим изменениях.
В конце 2018 года заказчики столкнулись и с другими сложностями: необходимый для проведения закупок функционал ЕИС работал не полностью, не была до конца налажена взаимосвязь между системой и электронными площадками и т. д.
Что касается 223-ФЗ, то ситуация осложняется еще и тем, что серьезно поменялись правила торгов для поставщиков — они приблизились к нормам, которые устанавливает закон 44-ФЗ. И многие субъекты малого бизнеса оказались не готовы к таким изменениям. В итоге, по данным Интерфакса, объем закупок у МСП по 223-ФЗ к концу 2018 года снизился в 2-3 раза.
Что в планах
Контролирующие органы выявляют в сфере закупок множество нарушений, количество которых год от года не снижается. Связаны они, преимущественно, со злоупотреблениями со стороны заказчиков. ФАС делает ставку на автоматизацию торгов и контроля за исполнением обязательств, а также унификацию контрактов и объектов закупки. В Минфине тоже выступают за расширение автоматизации, однако не склонны считать ее решением всех проблем. Главную роль, по словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова, курирующего госзакупки, играет человеческий фактор. А исключить участие человека из этой сферы невозможно и неправильно.
В свою очередь, Минфин планирует вносить порядок в закупки путем совершенствования контроля. Вот лишь некоторые механизмы, при помощи которых ведомство будет этого добиваться:
- Федеральные органы исполнительной власти с начала 2019 года должны контролировать закупки подведомственных ГУПов, выявлять нарушения, предлагать меры их исправлений, а также направлять материалы проверок в ФАС и правоохранительные органы.
- В Госдуму внесен законопроект, предполагающий 7 изменений, направленных на улучшение контроля за отбором поставщиков.
- Минфин собирается упростить процедуры закупок, определение НМЦК, а также планирование (заменить планы и планы-графики одним электронным документом).
- Ведомство планирует еще больше унифицировать закупки корпоративных заказчиков у МСП вплоть до полного перевода их под действие 44-ФЗ (соответствующие поправки в 223-ФЗ уже готовятся).
Кроме того, Правительство получило ряд заданий от Президента: обеспечить оптимальные цены в госзакупках за счет нормирования предельных цен (на отдельные товары и услуги, список которых должен быть утвержден), оптимизировать процедуры закупки, автоматизировать контроль исполнения контракта в части сроков и другие. Все это, а также собственные планы Правительства по развитию системы поставщиков госкомпаний на базе цифровой платформы, обещает заказчикам и поставщикам еще много нововведений на ближайшие несколько лет.
0 Comments