
Как с июля 2018 года проводить запрос котировок
- On 15.09.2018
- 0 Comments
- 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Процедура закупки, СМП, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП
Содержание
Изменения в законе о госзакупках разделили запрос котировок на бумажную и электронную процедуры. Последняя называется «запрос котировок в электронной форме». А классический запрос — это теперь абсолютно бумажная закупкам. Рассмотрим, что нужно изменить заказчику в связи с этим.
Зачем это нужно
С 1 июля 2018 года введены (пока, только теоретически) электронные закупки. Поэтому вскоре все должно измениться. Закон уже подправили, в частности, из него «выпилили» упоминание о заявках на запрос котировок в форме электронного документа. Привести все в подобающий вид нужно и заказчикам.
Может показаться, что сейчас это уже ни к чему, ведь буквально с 1 октября должны заработать электронные закупки на ЭТП. Однако запрос котировок в бумажном виде не исчезнет полностью. Его можно будет проводить в течение всего 2019 года при закупках после расторжения контракта заказчиком, отмены ФАС либо судом (если контракт заключался посредством конкурса или аукциона). Но при условии, что объектом закупки является продовольствие, средства для скорой медицинской помощи, медикаменты, топливо.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Извещение о запросе котировок
До вступления в силу упомянутых изменений в извещении о запросе котировок заказчик должен был указывать, что принимает заявки в том числе и в электронной форме. Правда, было непонятно, как это реализовать, ведь специального функционала так и не было создано. Оставалось принимать заявки на электронную почту, однако арбитры не признавали это правомерным.
Теперь все в прошлом. В следующей таблице видно, что изменилось и как подправить извещение.
Таблица 1. Изменения в извещении о запросе котировок в части приема электронных заявок
До 1 июля 2018 года | После 1 июля 2018 года |
Закон требовал указывать, что заявка может быть принята в форме электронного документа | Запрос котировок в электронной форме выделен в отдельную процедуру. В классическом запросе котировок нет упоминания об электронной форме документа. |
Выдержка из извещения:
Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта, или в форме электронного документа. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________. Заявка в форме электронного документа подается в соответствии с требованиями статьи 5 закона от 05.04.2013 № 44 ФЗ и должна быть подписана электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63 ФЗ «Об электронной подписи» |
Выдержка из извещения:
Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание до вскрытия конверта. Заявку в письменной форме просим направлять по адресу_____________________________ ____________________________________ |
Подобные формулировки содержатся не только в извещении. Таким же образом следует откорректировать регламент работы котировочной комиссии, если она предусмотрена. Документы, которыми регламентируется работа комиссии, например, положения и приказы, также нужно подправить.
В извещение нужно внести еще некоторые правки. В частности, убрать ссылки на отмененные нормы закона. Например, на часть 26 статьи 95. Она содержала положение о сроках, в течение которых заказчик должен был разместить информацию об изменении и расторжении контракта. Однако с 1 июля часть 26 статьи 95 упразднена.
Также следует изменить ссылку на сведения об ограничениях и преимуществах, если таковые установлены в закупке. Сами нормы закона, регулирующие участие льготных категорий поставщиков, не изменились — это статьи 28 (УИС), 29 (организации инвалидов) и 30 (СМП и СОНО). Однако теперь требование включить эту информацию в извещение прописано не конкретно для запроса котировок, как было раньше (часть 1 статьи 73), а в параграфе с общими положениями (части 4 и 9 статьи 42). Так что нужно прописать в извещении корректные ссылки на закон.
Бюджетным и автономным учреждениям, а также унитарным предприятиям, следует изучить статью 15. В ней много изменений, вступивших в силу совсем недавно.
Почему важно изменить извещение? Подобные правки носят номинальный характер, однако без них извещение не будет соответствовать актуальной редакции закона 44-ФЗ.
Далее представлено изображение первого листа извещения, составленного по новым правилам (скачать весь документ с пометками о заполнении можно по этой ссылке):

Первый лист форма заявки на участие в запросе котировок
Заявка
Заказчик может разработать форму заявки на запрос котировок. Рекомендуем это сделать несмотря на то, что обязанности такой нет. Однако это унифицирует информацию, которую дают о себе поставщики, и позволит легче ее проверять.
В форме заявки следует обратить внимание на такие моменты:
- Наличие почтового адреса. Это подтвердит, что все общение между заказчиком и поставщиком происходит по официальным каналам.
- Цена позиции. При закупке товара в заявке следует указывать наименование каждого товара и его цену — не за единицу, а за весь объем:
№ Наименование товара Предложение о цене каждого товара 1 Творог 5% жирности 58 76 2 Кефир 3,2% жирности 12 455 Итого 18 331 - Соответствие поставщика единым требованиям. Требования, которым должны соответствовать участники закупок, содержатся в статье 31 и одинаковый для всех.
- Национальный режим. Напомним, что он реализуется через запрет закупки определенных товаров, введение ограничений и преференций, а также условий доступа. В некоторых случаях достаточно указать страну происхождения товара, в других — приложить сертификат. Чтобы не запутаться, следует подкорректировать в форме заявки формулировку, относящуюся к требованиям документов по нацрежиму. Изложение этого пункта в старой и новой редакциях показано ниже.
Таблица 2. Изменения формулировки о национальном режиме в заявке на запрос котировок
До 1 июля 2018 года | После 1 июля 2018 года |
Формулировка более сложная | Формулировку упростили |
Выдержка из формы заявки:
Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов |
Выдержка из формы заявки:
Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 закона 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов |
Если требуемые документы не представлены, считает, что участник предлагает импортный товар. Об этом целесообразно предупредить поставщиков в извещении о закупке.
Здесь можно скачать примерную форму заявки на запрос котировок. Как она выглядит, показано ниже:

Первый лист форма заявки на участие в запросе котировок
О вскрытии конвертов и рассмотрении заявок
В новой редакции закона устранена недоработка, связанная с возвратом опоздавших заявок. Если конверт пришел позже срока, он должен быть возвращен участнику. Однако зачастую сделать это было невозможно, поскольку:
- участник не обязан писать на конверте обратный адрес;
- поставщик не мог вскрыть конверт, если он пришел позже даты окончания приема заявок.
Теперь конверты, которые опоздали, можно вскрывать. Таким образом, вернуть заявку можно одним из двух способов:
- При наличии на конверте обратного адреса. Заявка вместе с конвертом упаковывается в новый конверт, в него вкладывается сопроводительное письмо, и все это направляется по обратному адресу. В сопроводительном письме целесообразно указать причину возврата заявки. Составлять такое письмо обязанности нет, но все же желательно это сделать во избежание недопонимания со стороны подавшего заявку участника.
- Если обратный адрес на конверте отсутствует. В таком случае конверт вскрывается и проверяется заявка — в ней должен быть почтовый адрес. Далее переходим к способу № 1.
Но бывает, что почтового адреса нет и в заявке. В этом случае конверт подлежит хранению вместе с остальными документами по этой закупке.
Поскольку правила возврата конверта изменились, нужно изменить регламент действия специалистов, отвечающих за вскрытие конвертов и регистрацию заявок.
Напомним, что отклонить заявку на запрос котировок можно по одному из трех оснований:
- предложена цена больше НМЦК;
- в заявке не выдержаны требования, указанные в извещении;
- в заявке отсутствуют сведения либо информация, которые должны быть в соответствии с условиями извещения.
Запрос котировок: чего нельзя допускать
Далее перечислены основные табу для запроса котировок. Убедитесь, что вы о них знаете.
- Методом запроса котировок нельзя проводить совместные закупки — для этого существуют конкурс или аукцион.
- При запросе котировок потребности нельзя делить на лоты.
- При исполнении контракта нельзя менять его условия.
- Непосредственно перед вскрытием конвертов отзыв или изменение заявки не принимается.
Также напомнил, что заказчику не нужно делать при проведении запроса котировок:
- Нет необходимости разъяснять положения документации — закон этого не требует.
- Не нужно составлять протокол вскрытия конвертов.
- Если запрос котировок не состоялся, согласовывать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом необходимости нет.
Примеры из практики, которые помогут поступить правильно
Ошибки коллег-заказчиков подскажут, чего еще следует избегать при запросе котировок.
- Отклонение заявки из-за недостатка сведений. Нужно внимательно посмотреть, каких именно документов и сведений не хватает. Например, если в отношении объектов введен национальный режим, в некоторых случаях к заявке необходимо прилагать сертификат СТ-1. В частности, это нужно при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень из постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968. Вместе с тем отсутствие такого сертификата не дает заказчику права отклонить заявку — вместо этого ее нужно рассматривать, как предложение импортного товара.
- Запрос лишних данных. Составляя форму заявки, следует помнить, что вся запрашиваемая информация должны вписываться в часть 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Если в форме требуется что-то сверх этого, у поставщиков есть повод пожаловаться на вас. Причем даже в том случае, если дополнительная информация будет отнесена к разряду необязательной. Обычно ее помечают знаком «*» и указывают, что эти данные представляются по желанию поставщика. Конечно, это лучше, чем запросить дополнительную информацию наряду с обязательной без каких-либо оговорок, но от обращения к контролерам это может не спасти.В частности, известен случай, когда заказчик при проведении запроса котировок получил взыскание за то, что затребовал ИНН контактного лица — представителя поставщика.Вместе с тем очевидно, что если поставщик заинтересован получить контракт, он не будет жаловаться из-за таких мелочей. А, наоборот, предоставит всю информацию, которую просит заказчик, а иногда и больше.
- Отклонение заявки не по форме. Обычно поставщики составляют заявку по предложенной форме. Но иногда им это неудобно и они излагают информацию по-своему. Это не запрещено! Форма заявки носит рекомендательный характер и не может быть навязана поставщику. Рассматривая заявку, нужно обращать внимание на ее суть (предоставленную информацию), а не на форму. Это подтверждается практикой ФАС и судов. Если заказчик отклонит заявку не по форме только на этом основании, несмотря на то что в ней присутствует вся необходимая информация, это будет считаться нарушением.
- Отклонение заявки с нулевой ценой. Заявку участника полностью удовлетворяет требованиям запроса котировок, вот только цена указана нулевая… Ранее заказчики отклоняли такие заявки и суды их в этом поддерживали. Но в последние годы мнение арбитров поменялось. На этот счет есть определения Верховного Суда от 27.06.2017 № 133-ПЭК17 и от 09.02.2017 № 305-КГ16-15387. Вывод: отклонять заявку на основании нулевой цены нельзя. Обоснование такое: в заявке заказчик оценивает вовсе не экономическую обоснованность и возмездность сделки для поставщика, а всего лишь сравнивает цены. К тому же закон не запрещает поставщикам и исполнителям осуществлять обязательства по госконтракту безвозмездно.
0 Comments