
Плюсы недорогих закупок
- On 21.09.2022
- 0 Comments
- Малые закупки, МСП, НМЦК
Содержание
Любая закупка требует подготовки, времени и сил. Если же цена контракта небольшая, какой смысл участвовать в такой закупке и какую прибыль можно получить?
Разбираем привлекательность закупок с начальной ценой до 50 тыс. руб.
Рост количества недорогих закупок
Закупки с низкой начальной максимальной ценой (НМЦ) в основном присущи госзаказам. В 2021 году закупок с НМЦ до 50 тыс. руб. по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) было более 1 млн, а по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ — немногим более 134 тыс.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Так как госзаказчики должны отчитываться за потраченные из бюджета средства, они проводят тендеры даже на маленькие по объёмам закупки.
На практике часто встречаются небольшие лоты. К примеру, детская стоматологическая поликлиника № 58 в Москве закупает канцелярские ножи по 86 руб. за 1 штуку, а Томпонский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» (Якутия) закупает 10 художественных кисточек с НМЦ контракта 340 руб.
Увеличение количества недорогих закупок косвенно может быть связано мерами по привлечению в закупки малого и среднего бизнеса (МСП):
- увеличение льгот для МСП
- создание специализированных площадок (электронные магазины, маркетплейсы), на которых можно быстро и удобно провести небольшие сделки
Причины участия в недорогих закупках
Со стороны заказчиков необходимость в недорогих закупках ясна, а вот чем они могут быть привлекательны для поставщиков? Рассмотрим 3 основные причины.
Эффективность деятельности
Если один небольшой тендер сам по себе не принесёт прибыли, то регулярное участие в таких закупках может стать стабильным или дополнительным каналом продаж. Для участия в тендерах необязательно являться крупной фирмой с большим штатом сотрудников. Нужно проанализировать рынок, выбрать конкурентную нишу и выработать свою стратегию в торгах.
Во многих отраслях, например, канцтовары, ремонтные работы, образовательные услуги, спрос достаточно высокий и устойчивый. Рассмотрим в таблице самые популярные отрасли.
Место | Отрасль | Количество закупок, тыс. единиц |
1 | Фармацевтика | 127, 33 |
2 | Коммунальные услуги | 90, 99 |
3 | Образовательные услуги | 61, 52 |
4 | Аппаратура медицинская | 46, 78 |
5 | Энергетика | 40, 87 |
6 | Бумага, канцтовары, офисное оборудование | 36, 57 |
7 | Услуги электросвязи | 28, 43 |
8 | Прочее (услуги) | 24, 97 |
9 | Оборудование и материалы | 18, 99 |
10 | Недвижимость | 18, 62 |
Недорогие закупки приносят поставщикам прибыль не за разовый контракт, а за счёт выполнение большого количества контрактов. В таких закупках поставщиками часто выступают ИП, для которых тендеры являются стабильным источником сбыта продукции и зачастую единственным рынком для реализации их ТРУ.
Преимущества данной стратегии:
- сокращение затрат на организацию деятельности в сфере закупок: нет надобности в создании специального отдела, размещении рекламы и продвижении товара
- 100% гарантия получения оплаты, так как госзаказчики не могут не заплатить по контракту. В данный момент срок оплаты по общему правилу – 15 рабочих дней, а малому бизнесу — 10 рабочих дней
- удобное планирование деятельности: заказчики публикуют планы-графики, по которым можно спланировать участие в будущих тендерах и заранее подготовиться к ним
Как показывает практика, деятельность, полностью основанная на участии в небольших закупках, может приносить несколько млн руб. в год. К примеру, Елена, ИП из Краснодара, за 2021 год выиграла в 96 тендерах на общую сумму 4,47 млн руб. Все закупки были по Закону № 44-ФЗ и связаны с поставками канцтоваров (бумага, открытки, конверты, грамоты и т.д.). При этом средняя цена контракта составила 46,5 тыс. руб., а средняя сумма выигранных тендеров в месяц — 372,5 тыс. руб.
Рассмотрим в таблице, как распределились маленькие закупки по регионам.
Место | Регион | Количество закупок, тыс. единиц |
1 | Москва | 105, 84 |
2 | Московская область | 67, 11 |
3 | Санкт-Петербург | 52, 16 |
4 | Новосибирская область | 35, 85 |
5 | Краснодарский край | 34, 63 |
6 | Челябинская область | 32, 61 |
7 | Республика Башкортостан | 25, 78 |
8 | Ростовская область | 25, 44 |
9 | Красноярский край | 25, 07 |
10 | Республика Татарстан | 24, 47 |
Приобретение репутации и опыта
Участвовать в недорогих закупках можно не только с целью получения прибыли в краткосрочной перспективе, но и для приобретения опыта. Поставщик может снизить стоимость на торгах до минимума, изначально зная, что этот контракт не принесёт прибыль. Но это будет работой на перспективу: наличие опыта исполнения контрактов поможет в будущем подтвердить свою квалификацию и надёжность в более крупных закупках.
Ситуации, в которых наличие опыта исполнения небольших контрактов поможет поставщикам подтвердить свою квалификацию и получить определённые преимущества:
- в конкурсах по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ среди критериев оценки заявки часто требуется наличие опыта исполненных контрактов (договоров) по схожим сделкам
- согласно ст. 37 Закона № 44-ФЗ, при демпинге, когда кто-либо из игроков снижает цену на 25% и более, указанное в извещении обязательное обеспечение увеличивается в 1,5 раза. Однако если этот участник за последние 3 года исполнил 3 и более контрактов без неустоек, то он вправе внести стандартное обеспечение.
Представители МСП и СОНКО при наличии успешного опыта работы с госзаказчиками могут и вовсе не обеспечивать контракт в закупках по Закону № 44-ФЗ. Для этого должны быть соблюдены 3 условия:
- в реестре контрактов в ЕИС есть не менее 3 контрактов, исполненных за 3 года до даты подачи заявки
- сумма 3 исполненных контрактов должна быть не менее НМЦ текущей закупки
- контракты были исполнены без штрафов и неустоек
Сотрудничество с крупным заказчиком
Поставщики часто участвуют в небольших закупках, чтобы выйти на определённого заказчика и наладить сотрудничество с крупными компаниями. Изначально они заключают с этими заказчиками небольшие договоры, чтобы зарекомендовать себя как надёжного и добросовестного поставщика, после чего заказчики могут предлагать им уже прямые контракты на более крупные суммы.
Это надёжная и безопасная стратегия для выхода на рынок закупок, так как новичкам рискованно браться сразу за сложные и дорогие закупки.
Минус данного подхода: результат будет не сразу. Новым компаниям с небольшим оборотом на старте в закупках лучше иметь основной канал сбыта, который не связан с закупками, а тендеры считать дополнительным источником дохода.
В условиях внешних санкций многие привычные цепочки поставок нарушились. Заказчики вынуждены искать новых поставщиков. Небольшие компании и новые участники могут использовать сложившуюся ситуацию как шанс найти для себя постоянного, надёжного заказчика, в частности, на маркетплейсах с недорогими закупками.
Стоит учесть, что небольшая цена закупки ещё не означает, что подготовка к участию в торгах будет дешевле и проще: здесь, как и в других тендерах, необходимо время на анализ рентабельности, оформление заявки, изучение документов.
Однако участие в недорогих закупках может принести определённые выгоды:
- это хороший плацдарм для развития нового направления деятельности и увеличения оборота фирмы
- такие закупки помогут накопить опыт для участия в более дорогих торгах
- благодаря им можно выстроить длительное и плодотворное сотрудничество с крупными заказчиками
0 Comments